Использование файлов cookies
Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта Таймлист и большего удобства его использования. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.
Использование файлов cookies
Cookies necessary for the correct operation of the site are always enabled.
Other cookies are configurable.
Essential cookies
Always On. These cookies are essential so that you can use the website and use its functions. They cannot be turned off. They're set in response to requests made by you, such as setting your privacy preferences, logging in or filling in forms.
Analytics cookies
Disabled
These cookies collect information to help us understand how our Websites are being used or how effective our marketing campaigns are, or to help us customise our Websites for you. See a list of the analytics cookies we use here.
Advertising cookies
Disabled
These cookies provide advertising companies with information about your online activity to help them deliver more relevant online advertising to you or to limit how many times you see an ad. This information may be shared with other advertising companies. See a list of the advertising cookies we use here.
Статья создана
7 минут на прочтение
Обновлена 15 декабря 2024 г.

Создание ИИ-продуктов по методологии Scrum: опыт компании Таймлист и 1С

Создание ИИ-продуктов по методологии Scrum

В этой статье мы обсудим успешное применение подхода Agile в управлении проектами и поделимся нашим опытом внедрения методологии Scrum.

Краткий обзор Agile и Scrum

Основная идея философии Agile заключается в сосредоточении на людях и их взаимодействии, в отличие от традиционного акцента на конкретных инструментах и строгих правилах.

Гибкое управление особенно важно в сферах, где проектные результаты трудно предсказать, например, в разработке программного обеспечения, где сложно заранее определить сроки и качество выполнения.

Особую сложность представляет управление генеративными инструментами на базе технологий искусственного интеллекта, что добавляет новый уровень неопределенности в организацию проектной работы.

Что собой представляет методология SCRUM?

SCRUM — это метод управления проектами, основанный на итеративном процессе, разбитом на спринты длительностью от 1 до 4 недель. В начале каждого спринта команда устанавливает цели и планирует работу на текущий цикл, опираясь на видение конечного продукта.

В ходе работы команда ежедневно проводит короткие стендапы, длительностью не более 15 минут, для координации действий.

По завершении спринта проводится обзор результатов и публикация инкремента. Затем проходит ретроспектива, на которой обсуждаются способы улучшения взаимодействия команды.

Мировой опыт внедрения SCRUM в компаниях, занимающихся разработкой искусственного интеллекта

Согласно последнему профильному исследованию в области, 17th State of Agile Report, в 2023 году 71% команд по разработке ПО используют Agile подход.

Среди пользователей гибких методологий 63% команд применяют SCRUM, что подтверждает его статус самого популярного метода управления проектами.

Успешные примеры :

● INTEL - внедрение SCRUM сократило время проектного цикла на 66%.
● Adobe - значительно улучшилась коммуникация между инженерами компании.
● Netflix - SCRUM ускорил реакцию на изменения и позволил проводить эксперименты с новыми функциями.

В России, по результатам исследования 2022 года среди компаний, применяющих Agile-методологии, как и в мировых трендах, подавляющее большинство — 82% — используют метод SCRUM.

Методология SCRUM в разработке искусственного интеллекта

Внедрение искусственного интеллекта в продуктовые разработки становится всё более актуальным, что способствует применению гибких методологий управления.

Почему разработка ИИ так эффективно сочетается с подходом SCRUM? Специалисты Scrum Inc., одного из ведущих экспертов в области Agile, утверждают: “SCRUM лучше всего работает в сложных средах, где небольшие изменения могут вызывать удивление и неопределенность, что характерно для проектов в области машинного обучения.”

Компания 10Clouds, признанная Financial Times как одна из 50 самых быстрорастущих компаний Центральной и Восточной Европы, активно делится своим опытом применения SCRUM в своих блогах. По данным Brainhub, ИИ-проекты составляют 50% всех проектов этой компании, что свидетельствует о значительном успехе, достигнутом благодаря SCRUM-практикам.
Внедрение искусственного интеллекта в продуктовые разработки становится всё более актуальным, что способствует применению гибких методологий управления.

Кейс российской компании Таймлист

Я занимаю должность директора по маркетингу, продажам и партнёрским отношениям в компании "Таймлист" и хотел бы рассказать о том, как методология SCRUM применялась в структурах нашей организации.

Описание компании и ее деятельности

Во-первых, позвольте представить нашу компанию и её деятельность. "Таймлист" — дочернее предприятие компании "1С", специализирующееся на разработке искусственного интеллекта под брендом “Таймлист AI”. На сегодняшний день "Таймлист AI" внедрён в наши программные продукты, такие как "Таймлист Лайт", "Таймлист Корп" и "1С:Совещание", а также интегрирован в "1С:Документооборот 2.1", "1С:Документооборот 3.0" и "Битрикс24". Эти достижения стали возможны благодаря нашей талантливой команде и эффективной организации бизнес-процессов.

"Таймлист AI" представляет собой искусственный интеллект, способный расшифровывать аудиозаписи встреч и создавать автопротоколы (резюме основных обсуждаемых тем) с возможностью интеграции в закрытые корпоративные системы.

С самого начала мы решили следовать пути инновационных компаний, приняв философию AGILE. Выбор пал на гибкую методологию SCRUM. Как альтернативу, мы рассмотрели методологию LeanDS, но, имея необходимость разработки полноценного сервисного продукта и его маркетингового продвижения, остановились на выборе SCRUM.

Если для ваших проектов более результаты машинного обучения выступают более автономным инкрементом - рекомендуем рассмотреть методологию LeanDS.

Сегодня хочу поделиться с читателями статьи о трудностях, с которыми мы столкнулись, как мы их преодолели, и где мы находимся сейчас. Я буду рад, если информация в статье поможет и другим проектам следовать методологии SCRUM и не бояться внедрять ее в процессы.

Хотел бы рассказать о тех вызовах, с которыми мы столкнулись, а также уверен, что эти вызовы могут быть знакомы и Вам:

Вызов 1. Никто не знаком со SCRUM

На старте у нас собралась команда высококлассных специалистов в своих областях, включая разработку продуктов на базе "1С", разработку ИИ и ведение бизнеса, но никто ранее не работал по SCRUM. Это не стало препятствием для внедрения методологии. В первые дни мы провели несколько тренингов, основанных на книге Джеффа Сазерленда "Scrum. Революционный метод управления проектами".
Эти тренинги помогли команде понять необходимость стендапов, планирования, ретроспектив и демо. В итоге был выбран SCRUM-мастер, который совмещал свою прямую роль в команде UX/UI-дизайнера с управлением и фасилитацией по методологии SCRUM, а также Product Owner, которым стал наш директор по продукту.
Важно: официальная должность и роль в команде могут называться по-разному.
Для всей команды были введены обязательные мероприятия: стендапы, планирование спринтов, демонстрация результатов в конце спринтов и ретроспективы. Внедрены такие артефакты, как бэклог продукта, бэклог спринта и инкременты. Мы формируем бэклог на основе User Story (пользовательских историй), каждая из которых должна приносить ценность как внутреннему, так и внешнему заказчику, и иметь критерий готовности для оценки её завершённости в конце спринта. Оценка User Story проводится командой на планировании спринта с использованием метода покер-планирования.

Вызов 2: Команда из разных городов России

На старте проекта я волновался, что наша команда, распределённая по различным городам, не сможет полностью взаимодействовать в офлайн-формате. Традиционные методологии часто требуют очного общения, что упрощает взаимодействие.

Спасибо COVID-19, что популяризировал дистанционную работу. (нет)

Однако, благодаря популяризации дистанционной работы, мы смогли адаптироваться. В настоящее время члены нашей команды работают из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и других городов.

Мы успешно освоили онлайн и гибридные форматы встреч, научились дистанционно оценивать User Story и проводить покер-планирование. Для этого мы используем инструмент Planning Poker (https://pplanning.ru/). Мы оптимизировали время на планирование, ретроспективы и демонстрации, которые в классическом SCRUM могут занимать целые дни, но мы научились выполнять их быстрее без потери качества.
На стендапы каждый член команды приходит подготовленным. Мы используем таблицу в Notion (https://www.notion.so), чтобы заранее записать, что было сделано вчера и что предстоит сделать сегодня. Такой подход позволяет нам проводить стендапы быстро и эффективно. Средняя продолжительность наших стендапов составляет 10-15 минут.

Вызов 3: Создание успешной компании

Другим вызовом стало то, что большинство гибких методологий, включая SCRUM, изначально разрабатывались преимущественно для команд, работающих над одним продуктом.
Важная мысль №1: Наше ноу-хау и ядро компании — это разработка искусственного интеллекта, но без воплощения ИИ в продукты и сервисы, оно останется неиспользованным. Разработчики ИИ могут создавать фантастические технологии, но без продуктовой команды эти разработки не найдут своего применения на рынке.
Важная мысль №2: Наличие выдающегося продукта не гарантирует успеха компании. Без эффективных продаж и маркетинга даже классный продукт останется неизвестным и невостребованным, а без продукта маркетинг будет бессмысленен. Поэтому наша команда включает юнит по маркетингу и продвижению продукта на рынке.
По этой причине наша команда разделена на специализированные блоки, которые мы называем юнитами. Мы начали с формирования трёх ключевых юнитов: разработки ИИ, разработки продуктов и взаимодействия с клиентами, при этом стремясь функционировать как единое целое.

Разнообразие специализаций в различных юнитах потребовало от нас адаптации стандартных подходов. В результате мы разработали уникальную версию методологии, которую назвали "Timelist Scrum".
В компании "Таймлист" общая Scrum-команда, работающая над продуктом с искусственным интеллектом, разделена на два юнита: разработку и маркетинг (взаимодействие с клиентами).

Процесс планирования осуществляется коллективно, но маркетинговая команда имеет свои специфические пользовательские истории, требующие отдельного планирования. Итоговое количество Story Points по маркетингу интегрируется в общее планирование спринтов.

Спринты длятся 2 недели, что обусловлено высокой динамикой и изменчивостью в области разработки ИИ.

Планирование спринтов проводится в первый понедельник каждого спринта, а ретроспективы и демонстрации результатов — в последнюю пятницу.

Ежедневные стендапы проходят в 10 утра и служат отличным началом рабочего дня.
Для оценки сложности User Stories используется покер-планирование с карточками баллов по системе Фибоначчи.

Также в "Таймлист" проводится опрос счастья, который, несмотря на первоначальную непривычность, позволяет оценивать общее удовлетворение команды и оперативно реагировать на возможные проблемы. Этот инструмент играет важную роль в нашей корпоративной культуре и поддерживает высокий уровень мотивации сотрудников.
Подводя итог...

Хотелось бы подчеркнуть, что непреодолимых проблем не существует. Наш опыт в компании "Таймлист" демонстрирует, что с правильным подходом и ясным пониманием методологии можно эффективно организовать работу команды, даже в такой сложной и динамичной области, как разработка искусственного интеллекта.

Мы надеемся, что наш опыт и эта статья будут полезны как молодым, так и опытным предпринимателям, стремящимся создать инновационную компанию, но не знающим, с чего начать. Мы поделились нашими методами внедрения SCRUM и особенностями его адаптации для гибридных команд, в надежде, что это станет полезным руководством и поддержкой для тех, кто стоит перед подобными задачами.

Последние публикации